Пару недель назад я задумалась о том, что многие люди, которые "разочаровались" в духовных практиках, реально занимались никакими не духовными практиками, а языческими, шаманскими или религиозными ритуалами в надежде проманипулировать при помощи них окружающим пространством, и, когда оно не подчинилось, они разочаровались в них, а, если быть до конца честными, осознали, что они - глупцы.
Я не знала, как пояснить свою точку зрения на счет духовных практик, поэтому полезла в Википедию, чтобы посмотреть, как вообще распаковывается слово "дух". Если коротко и обобщенно, то духом во все времена все народы называют невещественное, нематериальное начало, источник, являющийся причиной всего материального. То есть, подразумевается, что материальное является следствием чего-то, что не проявлено, невидимо, но существует.
И, в зависимости от уровня психологической зрелости, люди проецируют на это Непознаваемое начало свои собственные интенции и отношения с миром.
Соответственно, у напуганного Дух враждебен, а любящего - любящ.
Так вот.
Для того, чтобы определить некоторые действия, как духовную практику, важно определиться для каждого практиканта, что для него значит "дух", каков этот дух и зачем он.
Дальше практикой называется интеграция, объединение того, невещественного, непроявленного, которое мы "чувствуем" (проецируем) с вещественным, проявленным в физическом мире, причем, и то и другое - в самом себе обнаружено и в самом себе интегрировано должно быть. То есть, по сути, речь идет об интеграции полярностей в нас самих, о разрешении внутренних (и, как следствие, внешних) конфликтов и противоречий.
Действительно, очень многие люди либо не делают этого, занимаясь танцами с бубном, либо не достигают в этом успеха, поскольку это требует большого внимания к своим ежедневным и ежеминутным проявлениям: практика потому и практика, а не теория, что требует делать это НА ПРАКТИКЕ каждый день. Если вы не практикуете каждый день, вы не сможете продвинуться в этом вопросе.
Если вы делали ритуалы вместо того, чтобы заниматься развитием своей осознанности, самонаблюдения и интеграции внутренних противоречий, не удивительно, что в вашей жизни ничего не поменялось.
Люди, очень далекие от всяких духовных практик, недоумевают, обычно: а зачем это делать вообще? Какой в этом простой сермяжный смысл? Заняться что ли нечем?
Фигня в том, что некоторые люди разочаровываются в простом инстинктивном существовании на уровне удовлетворения обычных базовых потребностей и вынуждены искать больший смысл в своей жизни, например, стать более сбалансированными для того, чтобы привнести в этот мир, во все встречи в нем, больше баланса. Ибо для них смыслом становится баланс.
И я бы предложила отличать здесь людей, которые
- ищут спасения в балансе
- играют в модную игру про баланс
- заинтересованы в перспективах развития человеческих возможностей, благодаря развитию искусства динамического балансирования в жизненных ситуациях.
Любая практика ценна прагматичным результатом: если ваша жизнь не улучшается, не меняется ее качество в результате духовной практики, то вы занимаетесь не практикой, а какой-то херней. Ибо ПРАКТИКА всегда приносит практический результат.
(Н. Рубштейн)